Станислав Федоров
Три счастливых дня.
9th-Jun-2014 02:35 pm

Поход или по современному, треккинг. Пойти в поход по Гималаям, мечта детства. Возможно, при других обстоятельствах, в другое время и в другой компании все произошло бы совсем по другому. В долинах Куллу, Парвати, Кангра существует огромное количество компаний, которые предлагают услуги треккинга и самые различные варианты их исполнения. И я вам скажу, это реально круто. Приезжайте и пользуйтесь их услугами. Это совсем недорого, примерно две тысячи рупий на человека в день. Многие треккинг туры рассчитаны на индийцев, которые никогда не видели снега. Они также невероятно красивы. Да и в компании индийцев пройти тропами горцев, действительно хорошая идея. Сразу предупрежу, треккинг это поход, с рюкзаками, палатками и ходьбой по пересеченной местности. Здесь нет "звездного" сервиса, нет возможности прервать, остановить происходящее. Если вы ушли 15 километров от дороги, то ближайшая дорога будет в 15 километрах от вас. И вернуться можно будет, пройдя тоже расстояние, что вы уже прошли. Не имеет значения ваша спортивная подготовка, так как в горах на высоте, порой сдаются и ноют те, кто в обычной жизни кажется спортивным и выносливым человеком. Дело не в магической особенности, а в разряженности воздуха. Вы не сможете предсказать поведение вашего организма в условиях, в которых вы еще не были.
В поход собрались: Ксюша с Егором, Света со своим индийским другом Кайджесом и я со своим индийским другом Риньку. Катя решила, что ей лучше выполнить главную часть программы, посидеть с детьми, Максимом и Степаном.
Мы были несколько ограничены в бюджете, что и сыграло нам всем на руку. Мы не стали обращаться в туристические компании, а сделали программу, исходя из того, что все будем делать сами: нести поклажу, готовить еду, мыть посуду, собирать и разбирать лагерь. Конечно, скажите вы, это нормально. Дома, в России, мы так и делаем. Но здесь все давно уже прибегают к помощи местных жителей, которые и делают всю грязную работу за туристов. Мы арендовали оборудование для похода, договорились с пуджарием(священником) храма о сопровождении нас по маршруту, заказали машину на раннее утро.

В 6:30 утра мы отправились к подъему на Биджли Махадев. Расскажу немного о той идее, которая первоначально была в голове. Я хотел пройти траверсом от Биджли Махадев до Чандракани. Это не совсем туристический маршрут. Я назвал это паломничеством по местам Шивы. Мы должны были посетить главный храм Шивы в Биджли Махадев, затем храм Шиш Нага, затем местное проявление Ганги, ну и в конце пути побывать у Чандры. Таким образом все символы Шивы, кроме яда должны быть посещены нами. Маршрут, приблизительно сорок пять километров, рассчитан на три дня.

Мы были ограничены во времени и бюджете. Таким образом мы получили рамки, в которых мы должны были совершить паломничество по определенному маршруту. И я благодарен Богу за эти рамки. Без них все было бы совсем по другому. Начало было положено. Предстоял подъем на Биджли Махадев. Многие мои туристы, да и я сам устают уже на этом подъеме, а это всего два километра пути, одна двадцатая часть. Поднявшись, мы позавтракали в одной из дхаб у подножия храма. Далее пуджа в храме и осмотр окрестностей. Дальше непредвиденное обстоятельство. Наш пуджарий, который хотел сопровождать нас во время треккинга отказался по семейным обстоятельствам от похода. Но он не бросил нас. Гаган Джи, так его зовут, решил проводить нас немного и передать нашим будущим проводникам. Всю поклажу несли сами и через час начали уставать и ворчать на наши невесомые вначале рюкзаки. Еще через пару часов наконец встретились с нашими проводниками из горной деревни. Так как у нас в компании был один делиец и один куллиец с гидами сразу нашли общий язык, перекусили заготовленным заранее ланчем, попрощались с пуджарием и двинулись дальше навстречу новым приключениям по гребню горы.

Пейзаж во время пути цеплял нас за ноги и мы то и дело останавливались на любование красотами сказочных снежных Гималаев. Через пару часов подъема мы остановились у храма Шиш Нагу. Этот змей овивает Шиву. В мантре Шивы так и поется о нем- Увитый змеёй. Там наш проводник сделал пуджу. После пуджи начался крутой подъем и окончательно выбившись из сил, мы добрались до места нашей первой ночевки. Подступал вечер, солнце катилось по небосводу к закату, полумесяц спешил вслед, холодало. Мы отдыхали. Риньку, Ксюша и Света рисовали, Егор фотографировал, ну а мы с Кайджусом паясничали между ними.

Наши гиды разбили лагерь, мы натянули палатки, добыли дров и развели огонь. Собираясь в путешествие в магазине наш друг Суммит Бала порекомендовал взять для розжига специальное средство - вазелин. Моему удивлению не было предела. Я всегда представлял смысл вазелина в весьма другом и очень интимном свете. Оказалось, вазелин и вата незаменимая вещь в походе. Действительно, смазав вату вазелином, получается очень хороший фитиль, который горит в течении пяти-десяти минут, что, конечно, достаточно для розжига костра. К тому же вазелин в горах нужен и в медицинских целях. Обветренное лицо в сухом и холодном климате, обычное дело. Еду перекусили, а затем приготовили и поели. Всю дорогу до лагеря, и весь вечер скандировали "Хар Хар Махадев!!!" и потом на понижение, как само собой разумеющееся "Боленат Сапкесат...". Что по нашему, "Слава, Слава тебе Господь!!!", "Господь везде...".

И правда... Что уж там?...
Легли рано. Утром я развел заново огонь, вскипятил чайник, сделал кофе. Риньку отправился за водой и мыть посуду. Кофе... Вьетнамский кофе в Гималаях, к нему апельсиновый биттер джем и поджаренные на костре тосты. Мммм.... Какое утро можно сравнить с этим?! Народ после трудного перехода пришлось долго будить, Егор вообще не хотел выходить из палатки.

Собравшись, единогласно решили уровнять вес в рюкзаках, чего не сделали перед началом пути. Когда справедливость восторжествовала, мы продолжили наш путь. Потихоньку поднимались - климат и растительность стали меняться. Мы впервые увидели вечнозеленые лиственные деревья. С погодой очень повезло, за все время путешествия не было не одной капли дождя. Кстати, пока мы спали к нам приходил медведь, об этом нам сообщили позже наши проводники. Путь проходил по тропам, нависавших над пропастью долин. "Если здесь что нибудь уроните, то уже навсегда потеряете"- предупредил гид. В этот день прошли почти половину дистанции. Это был сложный и очень красивый день. С овсяной кашей, сказочным лесом, альпийскими, то есть гималайскими лугами, на которых пасли стада овец, коз и коров.

Во время привала Егор побежал фотографировать наш первый снег. Достигли поляны, на которой сделали групповое фото. Дальше начинался часовой спуск. Спускаться легче, чем подниматься. Но когда ты знаешь, что необходимо будет подниматься то же расстояние, которое ты будешь спускаться... Эх... Но путь надо идти весь с подъемами и спусками. Ну а когда ты идешь с мантрой, то путь становиться не только легче, но и красивее. Хар Хар Махадев!!! Горы и люди вторят. Лес отвечает. А затем, как будто по другому никак нельзя, даже чуточку радостно обреченно: Боленат Сапкесат...

По дороге встретили группу индийских туристов. Налегке. Матрасники, подумали мы. Сумасшедшие, видимо, подумали они. Нам не сказали, но в их глазах это читалось. Так же нам встретились собиратели лесных гималайских растений. Мы были удивлены, когда при нас один из них полез на очень хрупкое дерево. Где то в 15 метрах на высоте ветка под ним захрустела. Мы перепугались, но все обошлось и мы продолжили идти, обсуждая несправедливость этого мира, в котором некоторые люди по рождению не имеют возможности обеспечить себя и свою семью безопасным путем. Сразу в голову пришли образы роботов, работающих на опасных для человеческой жизни участках и мысли о цене человеческой жизни. Ведь, к сожалению, цена у жизни существует. Сколько стоит твоя жизнь? Это первый вопрос, который задал мне буддистский монах. Я до сих пор не готов на него ответить.

Наш подъем не заканчивался, воздух становился более разряженным. Вскоре показалась речка, текущая с ледника. Выше по течению стоял готовый к встрече матрасников лагерь. Пижоны, подумали мы. Освежившись, мы продолжили наш поход. Вокруг нас стали появляться заросли рододендрона. Это невероятное вечнозеленое лиственное растение. Кустарник, ствол которого падает со склона, видимо, под тяжестью снега, но само растение все таки пытается расти вверх. Такое ощущение, что его расчесывают по горе, но непослушные "волосы" кудрявятся. Из цветов этого растения делают вкуснейший и очень полезный сок или сироп. Рододендрон в Гималаях растет на высоте свыше 3000 метров. Вскоре мы добрались до места нашей второй ночевки. Снега становилось больше. Уже целые участки горы были белыми и пленили своей диковинкой. Снег в июне, да еще и в Индии...

На стоянке я решил разделить обязанности. Всем раздал задания. Кайджус и Егор должны были собирать дрова, Ксюха и Риньку с одним из гидов ставить лагерь, Света готовить еду, ну а мы со вторым гидом пошли за водой. Я намеренно выбрал себе самую легкую работу. Вот только надежде о легком труде не пришлось сбыться. За водой надо было идти вверх минимум метров четыреста. После двух суток ходьбы с небольшим перерывом на сон ни о каких пеших прогулках даже думать не хотелось. Гид мне сначала показался несколько надменным. Он плохо говорил по английски и часто обращался к нам на хинди. Наши индийцы переводили его речь, а когда он обращался ко мне лично, я отвечал ему индийским "ача", что имеет в стране огромное количество всевозможных значений, то есть является универсальным словом типа международного "ага". Идти с ним одно, но общаться не очень то и хотелось. Он бегом, как всегда не дожидаясь побежал наверх, я плёлся следом.

Дойдя до источника Шивы, то есть проявления Ганги, я был совсем расстроен. Передо мной появилась лужа в коровьих следах. Пришли, показал гид. Он поднял пластиковую бутылку, поблагодарил за неё Бога. Взял камень, разбил её на две части. Где лужа заканчивалась, руками пробил канавку, установил там горлышко бутылки и вода сама ручейком потекла вниз, я принес широкий камень и мы сделали ниже по склону площадку для емкости. Получился своеобразный водопадик. Только это громко сказано. Из лужи потек ручеек. Прошло немного времени и пошла чистая вода. Для того, чтобы набрать пять литров требовалось пятнадцать минут... У нас был чайник, котел, грязная посуда, две литровые бутылки и шесть голодных ртов внизу, не считая наших двух, которые друг друга абсолютно не понимали. Смеркалось, становилось реально холодно. Где то внизу белели прогалины снега. Гид увидел мое беспокойство и стал собирать сухую траву. Вокруг валялись остатки хвороста от предыдущих стоянок, до зарослей рододендрона было не менее получаса ходьбы и мы довольствовались тем, что есть. Он положил сена, сверху завалил хворостом и поджег. Сено задымилось, но не загорелось. Тут он обратил внимание на кучку, которую принес я. Он вытащил оттуда кусок дряблой палки. Поблагодарил с огромной радостью Бога, взял камень и немного разбил её в щепки, затем отщипнул оттуда кусок и поджег его спичкой. Он загорелся как фитиль и начал немного коптить.
- Это специальное дерево, ты такое просто так не встретишь, это большая удача, это Господь нам помогает.
Он радостно твердил одно и то же и похлопывал меня по плечу. Позже я узнал, что это местное средство для розжига. Какое то хвойное дерево, произрастающее в Гималаях. Горцы даже с собой кусок этого полена всегда носят и только с помощью него костер разжигают. Мы сели рядом у костра, смотрели на закатные горы. Он говорил что то о Биджли Махадев. Я тоже пытался что то ему объяснить. Потом он запел мантру. Я подпевал на куплетах, а затем случайно выучил её всю.

Я периодически бегал налить емкость воды, затем возвращался и мы продолжали невероятное общение. Наверно каждый, кто знает историю про Дона Хуана, где то в глубине души мечтает о нем. Об учителе из далекого дикого мира, который покажет тайны бытия. И знаками или чем то еще покажет путь или тонкости пути, облегчит нам поиски, кто станет проводником в паломничестве нашей жизни... Гид объяснял очень простым языком казавшиеся мне ранее сложные вещи. Он рассказал о медитации, йоге и объяснил, зачем мне нужен буддизм. Хотя сам к буддизму не имел никакого отношения. Время пролетело незаметно.

Мы заполнили емкости и радостно, с выученной мантрой спустились к заждавшимся нас друзьям. Далее я постоянно наблюдал за ним. Смотрел, как он обучает других. Как смеется над гордыней, жадностью, злобой и похотью. Как легко подзывает птиц кушать и они из ниоткуда прилетают на зов. Как легко объединяет и ведет. Настоящий профессионал. Я с восхищением принимал задачи и посмеивался вместе с ним над собой и моими собратьями. Мне было как то очень приятно понимать, что я в теме. Хотя это тоже проявление эго. Но очень трудно побороть в себе эту шалость. Мы расположились у костра и стали вместе общаться и петь мантры. Становилось очень холодно. К десяти часам вечера все разошлись спать.

Утро разбудило нас еще не начавшись. Холодно и опять холодно... Но очень красиво. Мы собрались, позавтракали и пошли наверх. Предстоял подъем еще на один пик. Еще несколько сот метров наверх. Еще один рывок и дальше только вниз. Скоро мучениям конец. За пиком все видимые Гималаи засияли белым искристым светом. Чандракани. Место Чандры. Счастье взора. Апофеоз всего путешествия. Наша командная победа. Снежки, фото на память и мгновенный выброс её в фейсбук, технологии позволяют. Остается теперь только наслаждаться и начинать спуск в Наггар. Мы распрощались с гидами. Далее путь знал Риньку, мой Наггарский друг.

Я придумал проехать по снегу на пенках, на которых мы спали во время ночевок. Сначала все отнеслись к этому насторожено, но я смог заразить личным примером Риньку и Кайджуса. После снега начались рододендроновые джунгли, через которые мы пробивались часа два.

Затем первая палатка с чаем. Мы встали на туристический маршрут. Спуск в Наггар по мнению Риньку должен был занять часа четыре. Это был самый длинный спуск в моей жизни. Когда мы спустились в лес, началось постоянное ощущение дежавю. Представьте тропу, которая идет вниз и никогда не заканчивается. Порой казалось, что спуск это карма. То что будет вечно с тобой без сна и отдыха. Полутень - полусвет. За час до прихода в Румсу вызвали такси. Такси пришло вовремя и мы в семь часов вечера были дома. Ели, пили, рассказывали всем, что было круто, строили планы на следующий треккинг. В Гималаях много красот. И как пел Высоцкий- лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал.

This page was loaded May 21st 2018, 6:37 am GMT.